СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ - ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА.
В последние годы
возрастает популярность туризма в сельской местности. Население придаёт всё
большее значение здоровому образу жизни. Сельская местность может дать ответы
на большинство вопросов, связанных с улучшением качества жизни. Туризм в
сельской местности также является следствием возрастающей урбанизации и
усилением у многих горожан желания к романтическому возврату к природе.
Сельское хозяйство -
основа сельского туризма, поскольку оказывает существенное влияние на
формирование сельского культурного наследия. Именно сельскохозяйственное
производство в основном формирует сельский ландшафт, где сочетаются различные
виды производства, предприятий, поселений и архитектурных сооружений (деревни,
хутора, фермы, изгороди, террасы, пруды, мельницы т т.п.). Всё это многообразие
представляет собой историческое и культурное наследие сельской местности и
нуждается в сохранении. Сельскому хозяйству мы обязаны также обширным
этнологическим наследием, используемом в сельском туризме: сельскохозяйственные
орудия и машины, ремесленные профессии и мастерские, кузницы, карьеры, запруды,
самобытная архитектура и фольклор, разнообразная народная кухня, не говоря уже
о богатстве человеческого потенциала.
В настоящее время
туризм в сельской местности - высоко диверсифицированная сфера, которая
предлагает полный спектр услуг, связанных с сельской рекреацией, включая:
просторные и уютные деревенские дома; ненарушенную природу; продукцию народных
промыслов и ремесел
К сельским
туристическим продуктам, например, относятся: сдаваемые в наем дачи и коттеджи;
отпуск с полным и частичным пансионом; спортивные рекреационные программы и прочие
виды услуг; гостиничный сервис.
К сельским услугам
относятся: отпуск на ферме; предоставление справочной информации о лесах,
животном мире, местных достопримечательностях и т.п.; велосипедные, пешие,
конные и водные маршруты; организация экскурсий; охота и рыбалка, традиционными
для данной местности способами.
Значительное место в
туристском продукте занимают рекреационные ресурсы, компоненты
природно-биологической подсистемы - ландшафт, климат, флора, фауна. Наличие
уникальных природных объектов в туристском продукте гарантирует ему абсолютную
конкурентоспособность при наличии соответствующего уровня сервиса.
Диверсификация
сельскохозяйственного производства подразумевает развитие
несельскохозяйственных отраслей в сельской местности, к которым относятся
главным образом местная промышленность, сервис, туризм. Например, в Покровском
районе Орловской области, в рамках стратегии и развития муниципального
образования, сельскохозяйственным предприятиям приемлемы следующие направления
диверсификации, связанные с сельским туризмом: - организация отпусков и каникул на фермах;
- сдача в наем домиков как на короткий, так и на
длительный сроки;
- участие в программе «Приезжайте жить в деревню»
на Орловщину и в г. Орёл;
- организация дачных поселков и приферменных
кемпингов.
Выделение 1,5-3 гектара
земли под личное приусадебное хозяйство даёт большой стимул для развития
деревни, что коренным образом изменит продовольственную и социальную программу
не только в отдельном муниципальном районе, но и в целом в регионе, стране и на
мировом масштабе.
В соей основе туризм
является положительным и желанным видом человеческой деятельности: надлежащим
образом спланированный и управляемый, он приносит благожелательные результаты
для человека любых возрастов. Напротив, анархичное и спекулятивное его развитие
негативным образом сказывается на экологических и социально-экономических
ресурсах региона.
Неправильное
планирование туризма и другой рекреационной деятельности может явиться основной
причиной нарушений окружающей природной среды. Степень негативного воздействия
будет зависеть от чувствительности региона, вида практикуемого туризма и его
интенсивности. Поэтому сельский туризм тесным образом связан с туризмом
экологическим.
Путешествие по
экологическим маршрутам может включать в себя информацию о лесном
биоразнообразии, пикник, сплав на плотах по реке, поход на байдарках, посещение
сельскохозяйственных ферм, промышленных объектов, осуществляющих. Производство
по экологическим технологиям дает неизмеримые возможности в развитии человека и
его здравом мышлении, что в конечном результате даёт возможность в решении
социально-экономической и экологической программы развития человека.
Особое место в этом
занимает организационный отдых старших школьников и студентов. В деревне
нетрудно оборудовать несколько гостевых домов для размещения групп молодежи,
построить подобие деревянных крепостных стен и городниц, ветряных мельниц,
организовать выезды на различных повозках в лес, на ближайшие предприятия и
обеспечить знакомство детей с историей края, страны, приобщить городских
жителей к общению с природой, привить им бережное отношение к ней, наглядно
продемонстрировать, что булки не растут на полках магазинов, а молоко
получается не из артезианских скважин, что в эту сельскохозяйственную продукцию
(продукты питания) вложен благородный и нелёгкий труд сельских жителей.
Интенсивное развитие
туризма обусловлено его способность быстро включиться в существующие местные
кругообороты и взаимосвязи. См.Таблицу.
При этом устойчивое
развитие туризма и другой рекреационной деятельности подразумевает не только
экологически безопасные технологии применяемые в местных сельском и лесном
хозяйствах, но обеспечивает учет
ментальности,
психологии местного населения, а также уже имеющегося опыта в области
организации рекреации.
Туризм является
отраслью, где наиболее ярко проявляется мультипликационный эффект, который
заключается в том, что создаёт рабочие места для работников различного уровня,
квалификации и возраста во многих других сферах экономики:
транспорт, гостиничный
бизнес, связь, банки, информатика и др. К тому же, многие другие сферы,
особенно сельское хозяйство, строительство, культура, местные ремесла и др.,
значительно выигрывают от развития туризма. Поэтому туризм необходимо
использовать для укрепления и унверсификации экономики в сельских районах как
путём непосредственного создания рабочих мест в индустрии туризма, так и путём
стимулирования хозяйственной деятельности других предприятий, находящихся в
сельской местности.
Сельский туризм
является одним из редких видов деятельности, позволяющий комбинировать
различные производственные аспекты, увеличивая получаемую прибыль
сельскохозяйственного предприятия за счёт прямой реализации натуральной
продукции туристам (цены в 2-3 раза выше оптовых) и лучшего использования
имеющейся недвижимости (организация кафе и гостиниц и др.).
Развитие сельского туризма
может оказаться своевременным для многих российских регионов и нашей области,
однако при этом нужно четко представлять необходимые условия успешной
деятельности:
1. Наличие
привлекательных природных и культурно-исторических факторов.
2. Изучение
рынка.
3. Осуществление
необходимых экономических расчётов и составление планов развития.
4. Профессиональный
подход к приему туристов.
5. Интеграция
в локальные и национальные сети коммерциализации и продвижения турпродукта.
6. Развитие
новых туристических видов деятельности на своём предприятии или в кооперации с
другими структурами.
Всё это совокупно
взятое даёт возможность сгладить или затормозить до предела экологический вызов
и даст путь к устойчивому развитию сельских территорий.
Существенным фактором в
развитии зарождающегося российского (Орловского) агротуристического рынка
является то, что он строится «снизу» практически без участия центральных
структур, отсутствует чётко артикулированное политическое решение о поддержке
сельского туризма, соответственно нет общегосударственной программы и
финансового обеспечения (системы льготного кредитования, налогвых и других
льгот и т.д).
Разработка концепции
развития сельского туризма для российской провинции с учётом региональной,
национальной и прочей специфики и активное развитие этого сектора могли бы
помочь в решении задач, стоящих перед туристической отраслью. Активным
субъектом этого процесса могут и должны стать муниципальные образования,
располагающие соответствующим туристическим потенциалом. Также важны правильная
организация рекламы, взаимодействие со специализированными туристическими
агентствами, ориентированных на выездной туризм. В Калининградской области,
например, действует уже около сотни гостевых домов, ряд которых расположен у
озёр и прекрасных лесных массивах. Хорошо отлажена реклама и работа с двумя туристическими
фирмами. Хотелось, чтобы мой бизнес-план по развитию данной темы в Орловской области, Покровском районе был поддержан населением нашей области, что даёт развитию нашего региона и в целом центра Российской провинции. |